Главная

 

 

Контакты

 

 

 

Статьи о DAXX

 

       Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2004

 

Какое, оказывается, поливалентное слово, при всей его простоте! И как подходит именно для этого изделия. Здесь есть кое-что и от кота (кiта, если на братском украинском), ибо, когда животное сидит в мешке, характеристики определить трудно, а вытащишь — и открываются неожиданные подробности. Немало есть и от кита (на нашем родном), вещь оказалась серьезная и внушительная, ну и, разумеется, куда без вражьего диалекта. Kit в данном случае — действительно «набор или комплект» и так далее.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ КОМПЛЕКТЫ? Чтобы единовременно создать необходимые условия для получения результата. Заумно. Ключевые слова здесь «единовременно», «условия» и «результат». С единовременностью всё понятно, зачем объезжать десять магазинов, когда можно всё купить в одном. Условия для работы оценит каждый, кто хоть раз в самый разгар работы мотался докупать недостающий дистрибьютор или дополнительные девяносто пять сантиметров провода. А результат — это вокруг чего у нас всё и вертится, даже напоминать неудобно. И кому нужны комплекты? Самой беспокойной части автозвукового человечества, которая считает, что может сделать всё сама, своими руками и не хуже любого профессионального установщика. Иногда даже обоснованно. Для них в первую очередь и предназначен «кит по имени DAXX».

В китовом семействе под маркой DAXX заявлены шесть наборов, начиная с простенького, артикул K10, предназначенного для организации питания усилителя, и заканчивая пафосным «Limited Edition» с артикулом K500. Да, именно артикул, можете сами проверить, ничего не придумал. Насыщенность наборов возрастает снизу вверх, однако первые пять включают только пассивные компоненты. А вот последний, пафосный, из ограниченной серии, оказался укомплектован ещё и самым главным и самым активным компонентом, ради которого и сыр-бор.

Что в мешке, то бишь коробке? Другие коробки, две маленькие и одна большая. В первую, маленькую, уложены три мотка межблочного кабеля по 5 м, из них два побогаче, модели R77, один попроще, R50, но зато с управляющим проводом посерёдке. Во второй маленькой коробке уложены все прочие «инструменты» для установки — две аккумуляторные клеммы (между прочим, с внешней изоляцией), рассчитанные на 2 провода сечением 8 Ga, корпус предохранителя с рабочей и запасной вставками на 60 А, два мотка силового провода 8 Ga, 6 м красного и 1,5 м чёрного. С «силой» ребята из DAXX правильно решили, массу надо искать не дальше 1 м от усилителя. Ещё из проводов было замечено: монтажного кабеля 18 Ga красного, синего и чёрного цвета — три мотка по 6 м, акустического кабеля 16 Ga — 16 м, смотанных в большой бублик, сабвуферного экстремальной толщины 12 Ga — отрезок 1,2 м. Плюс ко всему в той же коробке, но в отдельном пакетике уложено изрядное количество клемм, клеммочек, изоляторов и проходных втулок для защиты кабеля от острых кузовных углов. Не забыты и 1,5 м гибкого гофрошланга (1/4 дюйма) и шесть капроновых хомутов.

В большую коробку упакован сам усилитель. Аппарат, надо сказать, — «кит» по-русски. Очень солидных габаритов и очень классического, изысканного дизайна. Чтобы избежать ненужных кривотолков и фигур умолчания, давайте сразу и вместе заметим, что оформлением DAXX очень похож на BRAXX. Что, вообще-то, в наших глазах — комплимент, пример для подражания более чем достойный, даже, может, один из лучших. Сходство, однако, эффектно начавшись с матового алюминия и золоченых накладок, заканчивается довольно быстро: принципиальная компоновка усилителя еще более классическая, чем у германских аппаратов, подаривших идеи оформления. На одном торце размещены 3 пары входных разъёмов, переключатели режимов и выведенные «под щлиц» регуляторы чувствительности и фильтров, на другом — пара зажимов для подключения питания и 5 пар зажимов выходных усилителей. Каждый из выходных зажимов может принять кабель диаметром до 4,5 мм, что для сабвуферного кабеля из комплекта — впритирку, для остальных — с запасом. Силовые согласны и на 8,5 мм, так что 8-й гейдж для них далеко не предел. Использование зажимов по прямому назначению требует ключей трёх типоразмеров, и все они в комплекте есть.

С электрической точки зрения усилитель предоставляет широкие установочные возможности. Для минимальной конфигурации линейных выходов головного устройства сигнал может быть распараллелен на все пять каналов без использования внешних разветвителей, у тыловых и сабвуферного каналов есть переключатели входов «внешний — внутренний». Предусмотрен вариант источника вовсе без линейных выходов, для этого есть не только колодка под провода с акустических выходов «головы», но и ступенчатый переключатель чувствительности, благодаря которому ее диапазон становится 0,2 — 12 В.

Любой из четырех широкополосных каналов может работать с фильтром НЧ, ВЧ или в широкой полосе. Диапазон регулировки частоты среза фронтальных и тыловых каналов составляет 30 — 5000 Гц, сабвуферного (только ФНЧ) 30 — 250 Гц. Эти цифры прочно ассоциируются со смутным образом давнего нашего знакомого. Название дополнительного суббасового «улучшайзера» QBass проясняет образ, в котором теперь легко узнаётся продукт, схемотехнически сходный с изделиями фирмы Precision Power, Inc. Бас-буст в сабвуферном канале обещает подъём 12 дБ на частоте 40 Гц. Еще один, аналогичный по возможностям — общий для фронта и тыла, он будет работать в той паре каналов, в которой включен режим ФНЧ. Кроме того, в сабвуферном канале отдельным переключателем можно ступенчато менять фазу 0 — 90 — 180 градусов.

Судя по цифрам вокруг регуляторов, фильтры богатые, но истинное их богатство не здесь, а в расположенных чуть ниже переключателях. Дело в том, что пару каналов Rear можно поставить в режим подчинения паре Front не только в смысле использования одного и того же входа. Для фильтров тыла есть раздельные переключатели Rear X-over и Rear Input X-over. Если один из них поставить в режим ФВЧ, а другой — ФНЧ, то немедленно получается полосовой фильтр, полосу которого можно гонять по всему диапазону перестройки кроссовера, что делает возможности усилителя с этой точки зрения практически ничем не ограниченными. При полосовом режиме фильтра одна частота среза будет регулироваться «своим» потенциометром, а вторая — регулятором в паре каналов Front, обеспечивая автоматическое сопряжение каналов на частоте раздела полос.

Это — техника, но «кит» тем и отличается от отдельного усилителя, что к технике примешивается экономика. Если вычесть из стоимости «кита» цену усилителя, как такового, окажется, что на все остальное расписано примерно $250. На первый взгляд вроде много. Но в этом-то и заключается одна из главных «поимок» в микроэкономике car audio. Покупая усилитель за 300 долларов, человек испытывает законную гордость за то, что так сэкономил. А потом, если ведет записи, обнаруживает, что на провода и мелочевку потратил столько же, только с беготней. Посмотрите, если будет возможность, на смету какой-нибудь профессиональной установки, и увидите примерно такой порядок цифр. Получается, что для любителя все делать своими руками выгоднее взять «кита в мешке», чем загружать его туда по частям...

КИТ В МЕШКЕ

Daxx K500 Power Installation Kit*

Пётр ХОХЛОВ

Так вот спрашиваю: «Как по-украински «кот?» Он отвечает: «Кит». Спрашиваю: «А как кит?»
Михаил Булгаков,
«Белая гвардия»

* kit — 1) снаряжение, обмундирование, экипировка 2) ранец, сумка, вещевой мешок; 3) воен. личное обмундирование и снаряжение 4) сумка с инструментом; комплект или набор инструментов.
В.К. Мюллер, Англо-русский словарь, 53 000 слов, Издание 23-е, стереотипное, Москва, «Русский язык», 1990

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Установочный набор
5-канального усилителя
DAXX M55
КТО
DAXX K500
ПОЧЕМ
$570
ЭТО — ПЛЮС
Универсальные фильтры и коммутация
Высокие технические показатели
Высококачественные аксессуары
ЭТО — МИНУС
Ограничивает фантазию в выборе
мелочевки
ОДНИМ СЛОВОМ...
Кит (по-русски). И очень симпатичный кит
РЕЙТИНГ
Мощность 8
Технические характеристики 9
Оснащённость 8
Фильтры 9
Удобство установки 8
ИТОГ 42

Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Максимальная мощность
(14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт
сабвуферный канал 225/283
остальные каналы 85,6/131
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц,
P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,013/0,010
Входная чувствительность, В 0,25 — 5,8/1,0 — 29
Отношение сигнал/шум, дБА 100,5
Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 61 / 62
Диапазон частот (+1/-1дБ), Гц 4 — 24 000
Скорость нарастания сигнала на
выходе, В/мкс 25
Габаритные размеры, мм 454 х 248 х 51

Мощности всех каналов оказались вполне достаточные, хотя и без безумств. Рост мощности сабвуферного канала при переходе на 2 Ом невелик (притом, что на 4 Ом ее много), так что мы рекомендуем этот усилитель в основном для 4-омной басовой нагрузки. Нелинейные искажения в широкополосных каналах низкие и не растут (даже падают) при падении сопротивления нагрузки. Это надо воспринимать скорее не как приглашение форсировать фронт 2-омной акустикой, хотя и это не противопоказано, а как гарантию корректной работы усилителя на участках импедансной кривой, где сопротивление многополосной акустики падает ниже номинала, это ведь случается примерно через раз. Скорость нарастания выходного сигнала у M55 довольно высокая, и это — еще один фамильный признак, указывающий на то, что состав ДНК у этого аппарата и семейства усилителей PPI очень близок. При этом устойчивость на сложной нагрузке — отменная, ток возрастает едва на 10%, паразитные ВЧ-составляющие на выходе минимальны.

Взгляните наметанным глазом (у кого есть ): PPI, однозначно. Та же перекомпенсация на верхних частотах (оказавшаяся не в ущерб устойчивости), фильтры с очень широким диапазоном перестройки, ювелирно сохраняющие форму АЧХ (12 дБ/окт., добротность ниже баттервортовской). График, относящийся к полосовому режиму работы каналов Rear, смещен вниз и приведен для примера, полосовую кривую можно поместить где угодно в пределах крайних положений АЧХ фильтров ВЧ и НЧ.

В сабвуферном канале ФНЧ включен постоянно, но, в зависимости от того, как приходит сигнал на сабвуферный канал, поведение АЧХ на нижних частотах меняется. Если сигнал приходит извне, со своего RCA-входа, на нижних частотах есть подъем. Если «изнутри», когда сигнал снимается с пары входов Front, он сменяется спадом на самых низких частотах, то есть «сабсоником» с небольшой крутизной спада. Переключатель фазы сдвигает ее в рабочей полосе частот сабвуфера в среднем на 60 — 80 градусов в положении «90» и на все 180 — в одноименном положении.